КВИНТОВЫЕ ТОНЫ И ТЕРЦОВЫЕ ТОНЫ


КВИНТОВЫЕ ТОНЫ И ТЕРЦОВЫЕ ТОНЫ
. Современная музык. теория (со времен Фольяни и Царлино), в противоположность античной (срв. Пифагор), рассматривает терцию как самостоятельный интервал с таким же основным значением как и квинта, и определяет ее отношением 4:5 ( – 64:80), тогда как пифагорейцы определяли ее как четвертую квинту = 64:81 (сокращенный способ определения отношений интервалов в статье Интервал 2). Разница между этими двумя определениями называется синтонической коммой (80:81). Более отдаленные по родству тоны могут быть также определены различным образом, смотря по тому, будем ли мы доходить до них шагами на квинты, шагами на квинты и терции, или одними терцовыми шагами. Помещенная ниже таблица, которую можно расширить в любом направлении до границ нотного письма (т.е. до появления тройных диезов и тройных бемолей), поясняет сказанное; в этой таблице каждый шаг в горизонтальном направлении – квинтовый, а каждый шаг в вертикальном направлении – терцовый. Все тоны, образующие мажорные аккорды, находятся здесь в одинаковом расположении; точно также и все тоны, образующие минорные аккорды; например: тоны, образующие мажорный аккорд, расположены здесь вправо от главного тона и вверх от него (|_); тоны минорного аккорда влево от главного тона и вниз от него (); точно также все другие аккорды и интервалы одинаковой конструкции имеют здесь одинаковое положение (напр. все шаги вводного тона – положение и т.д.). Штрихи (коммовые штрихи) под буквами обозначают, что данный тон на комму (80:81) ниже одноименного тона, полученного посредством квинтовых шагов от с, а штрихи над буквами обозначают повышение на тот же интервал. Так напр., (с 3-мя коммовыми шрихами), находящееся в ближайшем родстве с с, получается посредством трех терцовых шагов и одного квинтового и на 3 коммы ниже чем flsis, находящееся в одном горизонтальном ряду с с (13-ая квинта от с). Срв. также таблицу в статье "Определение высоты тонов", в которой впрочем имеются определения некоторых величин, не принятых здесь в соображение (7-й, 11-й, 13-й обертоны).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "КВИНТОВЫЕ ТОНЫ И ТЕРЦОВЫЕ ТОНЫ" в других словарях:

  • ТЕРЦОВЫЕ ТОНЫ — См. Квинтовые тоны …   Музыкальный словарь Римана

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНОВ — математическое определение соотношений тонов по высоте, установление чисел, отношение между которыми соответствует отдельным музыкальным интервалам. Каждый из двух тонов интервала может быть выражен числом, соответствующим или длине струны,… …   Музыкальный словарь Римана

  • Диатоника — (от греч. διατονικός, διάτονος, лат. diatonicus, diatonus) семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг)[1][2][3]. Служит основой диатонического …   Википедия

  • ФУТОВЫЙ ТОН — (нем. Fusston), обозначение высоты тона, заимствованное из конструкции органа (8 ф., 16 ф., 4 ф. и т.д.). Открытая лабиальная труба средней мензуры (принципаль), дающая тон большего С, имеет вышину приблизительно в 8 футов; поэтому все органные… …   Музыкальный словарь Римана

  • ПАРАЛЛЕЛИ — (параллельные интервалы) – два одинаковых интервала, образуемые двумя реальными голосами (в ст.) двух рядом стоящих аккордов, напр. Здесь сопр. и альт образуют параллельные (большие) терции; сопр. и тенор – парал. (большие) сексты, альт …   Музыкальный словарь Римана